Закон о транспортном налоге - очередные изменения и региональные нюансы

Содержание статьи

 

Его то вводят, то собираются отменять, то повышают, то аннулируют. Пожалуй, ни один еще региональных налог не рассматривался и не обсуждался в Госдуме так же часто и активно, как этот. Да и сейчас речь вновь пойдет про него - про налог на транспорт. Тем более, что очередные изменения в законе о транспортном налоге уже буквально на пороге Федерального Собрания РФ.

Что день грядущий нам готовит?


В прошлом году был введен целый ряд поправок в главу 28 Налогового кодекса, отвечающую за порядок расчета и уплаты транспортного налога. С начала 2015 года эти изменения окончательно вступили в силу. Но не успели мы привыкнуть к повышающим коэффициентам и обязательным налоговым уведомлениям, как - гром среди ясного неба: Дума готовит закон об отмене транспортного налога.


Об инициативе вынести на рассмотрение вопрос о замене налога топливным акцизом, широкой общественности впервые поведал главком Госдумы по транспорту Москвичев Е.С. в феврале текущего года. Идея, кстати, не нова. Несколько лет назад проект закона уже находился на чтении в Думе, однако был отвергнут из-за недостаточной поддержки со стороны Министерства Финансов. Что же изменилось теперь?

 

Автомобили на дороге


Суть предлагаемого законопроекта состоит не столько в отмене налога сколько в его трансформации. Сейчас автовладельцы платят за пресловутые "лошадиные силы" и не важно, как часто им приходится ими пользоваться: каждый день в режиме 24/7 или раз в месяц, чтобы отвезти и привезти внуков на дачу. Нам же предлагают платить налог в числе топливных акцизов: сколько человек залил себе бензина, столько и заплатил. Те, кто ездят чаще и дальше, платить будут больше, а те, кто перешел на газ или электричество - не будут платить вообще.


По сути такая трансформация решает сразу несколько "хронических" болячек транспортного налога:

 

  • несправедливость налоговых ставок для разных категорий автовладельцев;
  • низкую собираемость налогов ( в целом по России регионы не собирают и половины того, что должны собирать по закону);
  • пресекает мошеннические действия и уклонение от уплаты налогов со стороны особо предприимчивых граждан.


Впрочем есть у предложенной инициативы и ряд минусов, иначе ее бы и не откладывали "в ящик" аж на несколько лет. Во-первых, это сложность выделения собранных средств из общего акцизного сбора. Во-вторых, это трудности с распределением денег в региональные бюджеты, ведь по сути налог будет заплачен там, где человек заправился, а вовсе не там, где он зарегистрировал авто.

 

Транспортный налог

 

Ну и конечно же, главным камнем преткновения является рост стоимости на бензин и дизтопливо. Впрочем, здесь необходим более детальный расчет. Ведь растет же акциз в среднем на два рубля в год, так что же произойдет, если вместе с налогом он вырастет на три?

 

Впрочем, согласно последним сведениям, чтение законопроекта было решено отложить на следующую весну. Главная причина отсрочки: необходимость заручиться поддержкой регионов и Минфина. Так что до конца года можно жить и платить свой транспортный налог спокойно.

Новое в регионах


С начала 2015 года в силу вступили сразу два закона о введении транспортного налога:  закон города Севастополь №75 от 14.11.14 г. и закон Республики Крым №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г. Оба региона установили рекордно низкие ставки по транспортному налогу для легковых автомобилей.

 

 Для сравнения в Крыму автовладельцы машин с мощностью двигателя 125 л.с. заплатят по 7 руб. с одной лошадиной силы, а по закону Санкт-Петербурга №487-53 ФЗ за тот же автомобиль возьмут уже по 35 рублей. Помимо этого в регионе действует понижающий коэффициент за возраст автомобиля: чем старше авто, тем меньше за него придется платить.

 

Размер транспортного налога


В ряде регионов с начала года ставки по транспортному налогу подросли.


В Московской области (закон №129-2002/ОЗ от16.11.02г.) как и ожидалось налог вырос на авто с малой мощностью двигателя до 100 л.с. и на автобусы старше 5 лет и мощностью от 200 л.с.Теперь жители Подмосковья будут платить за малолитражки на три рубля больше (новая ставка - 10 руб.), а за старые автобусы - целых 100 руб. за каждую "лошадиную силу". Это, кстати, самая высокая ставка для автобусов в России.


Вслед за Подмосковьем обновить свои ставки решили власти Ивановской и Орловской областей. Объяснили свои действия просто: денег бюджету не хватает, а так порядка 60 млн. рублей будет получено плюсом.


В Москве (закон МСК №33 от 09.07.08 г.) изменился порядок уплаты транспортного налога организациями. С начала 2015 года юридические лица не будут платить авансовые платежи по налогу, а уплачивать всю сумму в начале года, следующего за отчетным. Отчетной датой признано 5-ое февраля. В 2015 году платить налог также не будут опекуны инвалидов с детства, но только в том случае если суд признал гражданина с инвалидностью полностью или частично недееспособным.


Что же касается регионов, то самые комфортные условия для налогоплательщиков- физических лиц по уплате транспортного налога по-прежнему в Башкортостане (закон республики №365-з от 27.11.02г.). Здесь ставки дифференцируются не только в зависимости от типа, мощности и возраста транспортного средства, но в зависимости от того, сколько таких транспортных средств зарегистрировано на гражданина. Те, у кого ТС только одно - выигрывают. Им платить придется в 2 раза меньше, чем остальным. А вот за второе и каждое следующее транспортное средство в пользовании налог будет взиматься по увеличенной ставке.

Взимать - честно, распределять - эффективно


Даже если в перспективе транспортный налог не отменят, реформы нам все равно не удастся избежать. По крайней мере, так считают специалисты МОЦ "За безопасность российских дорог". Проведенное ими исследование подтверждает: действующие механизмы распределения не позволяют направлять собранные за счет налога средства туда, где дорожное покрытие изнашивается быстрее.


Ведь в первую очередь покрытие нужно обновлять именно на крупных федеральных трассах, там где выше проходимость и сильнее нагрузка  на дорожное полотно.


Статьи по теме
Транспортный налог: простые способы оплаты
Транспортный налог: простые способы оплаты
Все о транспортном налоге для владельцев мотоциклов
Все о транспортном налоге для владельцев мотоциклов
Налог на транспорт для юридических лиц
Налог на транспорт для юридических лиц
Три способа узнать задолженность по налогу на автомобиль
Три способа узнать задолженность по налогу на автомобиль
Дорожный налог в 2015 году: новые правила игры
Дорожный налог в 2015 году: новые правила игры
reklama.udo@gmail.com
2009-2014 - Все о получении кредитов   Карта сайта  
Рейтинг@Mail.ru