Закон о транспортном налоге - очередные изменения и региональные нюансы
Его то вводят, то собираются отменять, то повышают, то аннулируют. Пожалуй, ни один еще региональных налог не рассматривался и не обсуждался в Госдуме так же часто и активно, как этот. Да и сейчас речь вновь пойдет про него - про налог на транспорт. Тем более, что очередные изменения в законе о транспортном налоге уже буквально на пороге Федерального Собрания РФ.
Что день грядущий нам готовит?
В прошлом году был введен целый ряд поправок в главу 28 Налогового кодекса, отвечающую за порядок расчета и уплаты транспортного налога. С начала 2015 года эти изменения окончательно вступили в силу. Но не успели мы привыкнуть к повышающим коэффициентам и обязательным налоговым уведомлениям, как - гром среди ясного неба: Дума готовит закон об отмене транспортного налога.
Об инициативе вынести на рассмотрение вопрос о замене налога топливным акцизом, широкой общественности впервые поведал главком Госдумы по транспорту Москвичев Е.С. в феврале текущего года. Идея, кстати, не нова. Несколько лет назад проект закона уже находился на чтении в Думе, однако был отвергнут из-за недостаточной поддержки со стороны Министерства Финансов. Что же изменилось теперь?
Суть предлагаемого законопроекта состоит не столько в отмене налога сколько в его трансформации. Сейчас автовладельцы платят за пресловутые "лошадиные силы" и не важно, как часто им приходится ими пользоваться: каждый день в режиме 24/7 или раз в месяц, чтобы отвезти и привезти внуков на дачу. Нам же предлагают платить налог в числе топливных акцизов: сколько человек залил себе бензина, столько и заплатил. Те, кто ездят чаще и дальше, платить будут больше, а те, кто перешел на газ или электричество - не будут платить вообще.
По сути такая трансформация решает сразу несколько "хронических" болячек транспортного налога:
- несправедливость налоговых ставок для разных категорий автовладельцев;
- низкую собираемость налогов ( в целом по России регионы не собирают и половины того, что должны собирать по закону);
- пресекает мошеннические действия и уклонение от уплаты налогов со стороны особо предприимчивых граждан.
Впрочем есть у предложенной инициативы и ряд минусов, иначе ее бы и не откладывали "в ящик" аж на несколько лет. Во-первых, это сложность выделения собранных средств из общего акцизного сбора. Во-вторых, это трудности с распределением денег в региональные бюджеты, ведь по сути налог будет заплачен там, где человек заправился, а вовсе не там, где он зарегистрировал авто.
Ну и конечно же, главным камнем преткновения является рост стоимости на бензин и дизтопливо. Впрочем, здесь необходим более детальный расчет. Ведь растет же акциз в среднем на два рубля в год, так что же произойдет, если вместе с налогом он вырастет на три?
Впрочем, согласно последним сведениям, чтение законопроекта было решено отложить на следующую весну. Главная причина отсрочки: необходимость заручиться поддержкой регионов и Минфина. Так что до конца года можно жить и платить свой транспортный налог спокойно.
Новое в регионах
С начала 2015 года в силу вступили сразу два закона о введении транспортного налога: закон города Севастополь №75 от 14.11.14 г. и закон Республики Крым №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г. Оба региона установили рекордно низкие ставки по транспортному налогу для легковых автомобилей.
Для сравнения в Крыму автовладельцы машин с мощностью двигателя 125 л.с. заплатят по 7 руб. с одной лошадиной силы, а по закону Санкт-Петербурга №487-53 ФЗ за тот же автомобиль возьмут уже по 35 рублей. Помимо этого в регионе действует понижающий коэффициент за возраст автомобиля: чем старше авто, тем меньше за него придется платить.
В ряде регионов с начала года ставки по транспортному налогу подросли.
В Московской области (закон №129-2002/ОЗ от16.11.02г.) как и ожидалось налог вырос на авто с малой мощностью двигателя до 100 л.с. и на автобусы старше 5 лет и мощностью от 200 л.с.Теперь жители Подмосковья будут платить за малолитражки на три рубля больше (новая ставка - 10 руб.), а за старые автобусы - целых 100 руб. за каждую "лошадиную силу". Это, кстати, самая высокая ставка для автобусов в России.
Вслед за Подмосковьем обновить свои ставки решили власти Ивановской и Орловской областей. Объяснили свои действия просто: денег бюджету не хватает, а так порядка 60 млн. рублей будет получено плюсом.
В Москве (закон МСК №33 от 09.07.08 г.) изменился порядок уплаты транспортного налога организациями. С начала 2015 года юридические лица не будут платить авансовые платежи по налогу, а уплачивать всю сумму в начале года, следующего за отчетным. Отчетной датой признано 5-ое февраля. В 2015 году платить налог также не будут опекуны инвалидов с детства, но только в том случае если суд признал гражданина с инвалидностью полностью или частично недееспособным.
Что же касается регионов, то самые комфортные условия для налогоплательщиков- физических лиц по уплате транспортного налога по-прежнему в Башкортостане (закон республики №365-з от 27.11.02г.). Здесь ставки дифференцируются не только в зависимости от типа, мощности и возраста транспортного средства, но в зависимости от того, сколько таких транспортных средств зарегистрировано на гражданина. Те, у кого ТС только одно - выигрывают. Им платить придется в 2 раза меньше, чем остальным. А вот за второе и каждое следующее транспортное средство в пользовании налог будет взиматься по увеличенной ставке.
Взимать - честно, распределять - эффективно
Даже если в перспективе транспортный налог не отменят, реформы нам все равно не удастся избежать. По крайней мере, так считают специалисты МОЦ "За безопасность российских дорог". Проведенное ими исследование подтверждает: действующие механизмы распределения не позволяют направлять собранные за счет налога средства туда, где дорожное покрытие изнашивается быстрее.
Ведь в первую очередь покрытие нужно обновлять именно на крупных федеральных трассах, там где выше проходимость и сильнее нагрузка на дорожное полотно.
Рассрочка 0% по карте действует до 36 месяцев.
Как вернуть 2 000 рублей или получить год бесплатного обслуживания.
Вечное бесплатное обслуживание и кэшбэк 1000 рублей