Порядок оформления материнского капитала
Чтобы стать участниками федеральной программы поддержки семей с детьми, в простонародье известной, как программа материнского (семейного) капитала, необходимо соблюсти всего 2 обязательных условия:
• иметь двоих, троих или более детей;
• хотя бы один из них должен родиться/быть усыновлен после 1 января 2007 года и не позднее 31 декабря 2016 года.
Оба условия выполнены? Поздравляем! Право на деньги гарантировано вам законом (ФЗ №256 от 29 декабря 2006 года, статья 3). Теперь только от вас зависит - воспользуетесь ли вы этим правом или нет. Ну, а мы (на всякий случай) расскажем, как оформить материнский капитал (МК).
Процедура оформления МК
Начнем с основ. А точнее с ответа на главный вопрос: чем отличаются друг от друга оформление и использование МК?
Как мы выяснили ранее - законное появление (рождение или усыновление) в семье еще одного ребенка дает право на денежную субсидию из федерального бюджета. Право это не имеет срока, не зависит от сроков действия программы и реализуется в любое время путем выдачи правообладателю специального именного сертификата (согласно пункту 1 статьи 5 вышеупомянутого Федерального закона). Получение сертификата = оформление права на МК.
Идем дальше. Получив сертификат (оформив МК), правообладатель не может сразу его использовать. Для этого необходимо выждать трехлетний мораторий, установленный пунктом 7 статьи 3 Федерального закона.
Почувствовали разницу? Чтобы оформить возникшее у вас право на МК, можно ждать столько, сколько вам хочется. Хотите - ждете 2 недели, хотите - 10 лет. Можете даже отказаться. Это ваше право и ваша ответственность. Впрочем, если вы так и не придете за сертификатом на МК, за вами никто с деньгами гоняться не будет.
Предположим, время настало. Куда идти за сертификатом?
Особенности подачи документов
- лично через многофункциональный центр госуслуг вашего района (далее МФЦ);
- лично через территориальное подразделение ПФР по месту вашей постоянной регистрации или фактического;
- лично через головное подразделение ПФР;
- удаленно по почте;
- удаленно через Интернет путем передачи электронных документов.
Кстати, лично - вовсе не означает, что кормящая мать с месячным ребенком на руках обязана сама сидеть в очередях, чтобы реализовать свое право на МК. Лично - означает личное (в смысле физическое) присутствие правообладателя или его законного представителя в указанных учреждениях. Законным представителем может выступать любое физическое лицо, имеющее на руках нотариально удостоверенную доверенность и паспорт.
Где и как оформлять материнский капитал, решать, конечно, вам. Однако учтите, что третий вариант (из предложенных выше) пригоден только для граждан России, постоянно проживающих за границей и не имеющих в России ни постоянного, ни временного места жительства. Все остальные должны обращаться в ПФР или МФЦ по месту прописки или фактического проживания. Наличие регистрации в данном случае не принципиально. Главное, чтобы у вас был хоть какой-нибудь адрес, куда ПФР мог бы направить вам уведомление о рассмотрении вашей заявки на МК.
Очередность действий
- Собрали документы (оригиналы и копии). Перечень этих самых документов на сегодняшний день утверждается Министерством здравоохранения и социального развития России и перечислен в его приказе от 18 октября 2011 года под номером 1180н.
- Определились с местом и способом подачи (лично или удаленно), выяснили адреса, реквизиты и режим работы.
- Если выбранный способ подачи документов, предусматривает передачу копий, то их необходимо предварительно заверить. Бумажные копии заверяются у нотариуса. Электронные - постановкой электронной подписи. К пакету документов, направляемых удаленно, обязательно прикладываете заявление на получение материнского капитала. Образец можно скачать на сайте ПФР или Госуслуг. Обратите внимание: на сегодняшний день оформление материнского капитала через интернет-портал госуслуг не производится!
- Отправляете документы удаленно, таким образом, чтобы можно было отследить дату такой отправки и фактическое осуществление. Либо лично посещаете подходящее вам учреждение в приемные часы и в порядке очереди передаете сформированный вами пакет документов.
- Если вы пришли сами, то сотрудник уполномоченного органа при вас проверяет наличие и подлинность необходимых документов, заверяет копии и возвращает вам оригиналы. Затем регистрирует ваше заявление в реестре и выдает вам расписку, подтверждающую прием документов. Если документы направлялись удаленно, то основанием для регистрации будет считаться факт их получения.
- Выжидаете месяц с момента регистрации вас в системе. Спустя месяц, плюс/минус несколько дней, ПФР должен будет направить вам уведомление о принятом решении.
- В зависимости от принятого ПФР решения, либо идете и получаете сертификат, либо пробудете подать заявление снова. Возможно получение сертификата по почте заказным письмом.
Получили? Радуйтесь, теперь ваше право на помощь от государства реально и практически неоспоримо!
Рассрочка 0% по карте действует до 36 месяцев.
Как вернуть 2 000 рублей или получить год бесплатного обслуживания.
Вечное бесплатное обслуживание и кэшбэк 1000 рублей